Объединенная зерновая компания планирует заказать 14 новых морских сухогрузов российского производства для перевозки зерна в развивающиеся страны, сообщил РБК замглавы Минпромторга Виктор Евтухов. Компания также планирует приобрести пять сухогрузов до 2025 года на вторичном международном рынке. Морские балкеры-зерновозы (сухогрузы для перевозки зерна), как объясняет замминистра, российская промышленность раньше не строила. Но эти суда попали в перспективный план строительства гражданских судов до 2035 года. По информации от российских верфей, первый сухогруз для компании может быть спущен на воду не ранее 2026 года, говорит представитель ОЗК. Это подтверждает представитель Объединенной судостроительной корпорации, крупнейшего российского производителя гражданского флота. По его словам, конструкторские бюро ОСК обладают всеми необходимыми компетенциями для проектирования крупнотоннажных судов, в том числе балкеров-зерновозов на основании технических проектов.
Создание собственного грузового флота для экспорта российского продовольствия является одной из стратегических задач и важным фактором развития агропромышленного комплекса в России, отметили в пресс-службе Минсельхоза. По данным Минсельхоза, на зерновую продукцию приходится более трети экспорта российской продукции агропромышленного комплекса, при этом основным способом его транспортировки являются именно морские перевозки (более 80%). Необходимо строительство крупнотоннажных судов для поставок на дальние расстояния, потребность российских экспортеров составляет 61 зерновоз, из которых 27 грузоподъемностью 40 тыс. т и 34 — на 60 тыс. т, отмечает представитель ведомства.
Исходя из расчетов ОЗК, для обеспечения бесперебойной работы терминала Новороссийского комбината хлебопродуктов и экспорта зерна в дружественные страны необходимо порядка 19 балкеров дедвейтом 40–60 тыс. т, говорит представитель ОЗК. Сейчас компания занимается реконструкцией терминала, она позволит увеличить мощность портовой перевалки НКХП более чем на 60%, до 11,6 млн т к 2025 году, обеспечив 20% годового экспорта российских зерновых культур.
Сухогрузы компании нужны в ближайшее время, но в связи с ограничениями со стороны судостроительных компаний их получение ожидается на горизонте 2026–2029 годов, говорит представитель ОЗК.